Адаптация ребенка к ДОУ

При поступлении в детское образовательное учреждение (ДОУ) у ребенка начинается период адаптации.

Адаптация — это естественный процесс привыкания к новым условиям жизни. Это непростое время для родителей и детей, ведь у каждого адаптация проходит по-разомну. Этот процесс зависит от характера ребенка, от состояния его здоровья, от условий, в которых он находится дома, от отношений между ребенком и родителями и многого другого.

Адаптация к детскому саду

В психологии выделяют 3 уровня адаптации к детскому саду:

1. Легкая форма.

Ребенок привыкает к детскому саду в течение первого месяца. Аппетит и сон нормализуются в течение первых двух недель. Общее состояние ребенка удовлетворительное.

2. Средняя форма.

Ребенок может вести себя неестественно, сон и аппетит нормализуются в течение 20-40 дней. Общее состояние ребенка удовлетворительно, однако могут проявляться отклонения в поведении.

3. Тяжелая форма.

У ребенка проявляются ярко выраженные отклонения в поведении, психические расстройства, требующие консультации психотерапевта и невролога. Также ребенок может часто болеть. Аппетит и сон не нормализуются после 1-2 месяцев.

Для того, чтобы ваш ребенок перенес адаптацию к детскому саду максимально комфортно, нужно заранее подготовиться с ней. Существуют алгоритмы и схемы, следуя которым можно создать условия, чтобы ребенок смог постепенно привыкнуть к детскому саду без лишних стрессов.

Алгоритм прохождения адаптации к детскому саду

  • Неделя первая

Ребенок находится в детском саду 1-2 часа в утреннее время (с начала работы сада).

В это время ребенок познакомится с воспитателем, с другими ребятами в группе, изучит помещение, расположение предметов. Это ознакомительный этап, этап подготовки к следующим. Важно, чтобы в это время у ребенка сложились доверительные отношения с воспитателем, чтобы обстановка не вызывала у него отторжение.

  • Неделя вторая

Ребенок находится в детском саду 2-3 часа в утреннее время (с начала работы сада).

Во время второй недели воспитатель устанавливает индивидуальный контакт с ребенком. Также начинают формироваться отношения со сверстниками. Важно, чтобы на начальных этапах между детьми не возникали конфликты, формировались дружелюбные или нейтральные отношения. В этот период малыш учится самостоятельно ориентироваться в помещениях, находит предметы личного пользования, знакомится с игрушками.

  • Неделя третья

Ребенок находится в детском саду в первую половину дня.

На данном этапе ребенка нужно приучать к приему пищи вместе со сверстниками, формировать навыки самообслуживания. Также в это время нужно научить ребенка реагировать на просьбы воспитателя, чтобы ребенок прислушивался к ним. В это время начинают завязываться дружеские отношения между ребятами, совместные игры. По желанию ребенок может оставаться в садике на дневной сон.

  • Неделя четвертая

Ребенок посещает детский сад в течение всего дня.

Ребенок привыкает к режиму дня в детском саду (прием пищи, сон, прогулки), заводит дружеские отношения с другими ребятами, развивает уверенность в себе. Также ребенок привыкает к личной гигиене.

Что поможет ребенку во время адаптации к детскому саду?

  1. Можно положить с собой малышу любимую игрушку.
  2. По возможности не нужно опаздывать в детский сад. Нужно регулярно приходить к самому открытию, таким образом приучая ребенка к нормальному режиму дня.
  3. Не нужно делать перерывов в посещении. Если ваш малыш будет неделю сидеть дома, неделю ходить в садик, то адаптация только затянется, в худшем случае у ребенка вообще пропадет желание ходить в детский сад.
  4. Если ребенок ведет себя неестественно, например, просит соску, «разучился» что-то делать, — это временное состояние. Нужно спокойно реагировать на такое поведение, малыш привыкнет к новым условиям и естественная модель поведения восстановится.
  5. Дома необходимо создать комфортные и спокойные условия. Некоторое время желательно не ходить в гости, в развлекательные места, чтобы у ребенка выработался режим дня. И даже в выходные дни стоит соблюдать тот же режим, что и в детском саду.

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация детей к школе также может быть 3 уровней:

1. Легкая форма.

Первоклассник адаптируется к школе в течение первых месяцев обучения. У него позитивный настрой, он быстро заводит новых друзей, активно выполняет требования учителя, легко усваивает новый материал. Могут возникать сложности, но такие дети с ними быстро справляются.

2. Средняя форма.

Более длительный период адаптации, при котором ребенок не может принять новый коллектив, условия обучения. Эти дети с трудом усваивают школьную программу, испытывают сложности в общении со сверстниками и учителем. Однако к концу первого полугодия ситуация стабилизируется, первоклассник привыкает к новым условиям, у него появляются друзья, он лучше начинает усваивать учебный материал.

3. Тяжелая форма.

Адаптация к школе связана со значительными трудностями. У таких детей ярко выражаются отрицательные эмоции, им свойственно плохое поведение, они ссорятся со сверстниками. На таких детей чаще всего жалуются учителя и родители других детей. У них отсутствует мотивация к учебе, они не успевают за школьной программой, отсутствует контакт с учителем. Важно разобраться в причинах отрицательного поведения, так как в результате у ребенка может произойти нервный срыв или задержки в развитии.

Как помочь ребенку во время адаптации к школе?

В начале школьной программы у первоклассников проводят всего пару уроков в день. Программа разрабатывается таким образом, чтобы период адаптации первоклассника проходил постепенно, без лишних нагрузок. То есть в первом полугодии родители забирают своего малыша из школы до обеда.

В это время нужно интересоваться, как у малыша дела в школе, как прошел день, о чем рассказывал учитель, с кем ребенок начал дружить и так далее. Если у него не получается выполнить задание или что-то получается «хуже всех» в классе, необходимо помочь. Но только при желании самого ребенка. Также нужно поощрять успехи ребенка, радоваться вместе с ним его маленьким победам. Нужно поддерживать контакт с педагогом, узнавать об успеваемости своего чада. В любом случае, родителям не нужно быть безучастными.

Поддержка семьи при переходе к новым жизненным условиям очень важна!

Также при школах и во многих детских центрах открыты группы продленного дня. Группа продленного дня во многих случаях помогает ребенку пройти адаптацию, так как во время пребывания в такой группе дети могут вместе делать домашнее задание, задавать вопросы учителю, общаться друг с другом. В большинстве случаев группа продленного дня не вызывает у детей отрицательных эмоций, так как является «естественным» продолжением учебного дня.

Помогайте своему ребенку! Не оставайтесь в стороне, тем более, если у него что-то не получается. Вместе с вашей поддержкой, с поддержкой педагога и психолога, можно помочь адаптироваться к ДОУ любому ребенку. Главное — вовремя выявить проблему и заняться ее решением.

Если у вашего ребенка возникают трудности в процессе адаптации к ДОУ, обращайтесь к специалистам нашего центра!

Любимый доктор рекомендует!

Уважаемые пациенты!
ООО МЦ «Любимый доктор» медицинские услуги по полисам ОМС не оказывает.

Мы принимаем оплату наличными, по банковским картам, по подарочным сертификатам МЦ «Любимый Доктор»

Мы обслуживаем по следующим полисам ДМС:

Страховая компания «Абсолют Страхование»

Пермский филиал ООО СК «Альянс Жизнь»

АО «МетЛайф»

ОАО «ОТКРЫТИЕ СТРАХОВАНИЕ»

ОАО «СОГАЗ»

ООО «Филиал ООО СК «ВТБ Страхование»

ООО «Страховая фирма «Адонис»

ОСАО «Ингосстрах»

ОАО «Капитал Страхование»

ООО «Группа Ренессанс Страхование»

ООО СК «Согласие»

ООО «Медлэйбл»

ОАО «АльфаСтрахование»

СОАО «ВСК»

ЗАО «Московская акционерная страховая компания» («МАКС»)

ООО «Росгосстрах»

ЗАО «Страховая группа «УралСиб»

Открытое страховое акционерное общество «Ресо-Гарантия»

Наши партнеры
Имеются противопоказания! 
Необходима консультация специалиста.